1. Главная
  2.  
  3. Статьи
  4.   MozCast: что и зачем

MozCast: что и зачем

МозКаст – новый экспериментальный проект от SeoMoz.org, целью которого является мониторинг поисковой выдачи (ТОП-10) по 1000 различным региононезависимым запросам в режиме реального времени.

Что это дает? В то время как крупные апдейты и изменения, такие как Панда и Пингвин, получают широкую известность, в алгоритме ранжирования Гугла ежегодно происходят десятки других изменений, достаточно сильно влияющих на выдачу.

При этом Гугл, в отличие от Яндекса, не имеет явно выраженных апдейтов – его выдача изменяется гораздо более плавно. Поэтому оптимизаторам, продвигающим СК и ВК запросы под Гугл, часто бывает сложно определить причину резкого изменения позиций продвигаемого проекта.

Насколько важным является умение поставить правильный «диагноз» говорить, думаем, не нужно. MozCast - не хрустальный шар, в котором четко и ясно, как в телевизоре, видны все проблемные места ваших проектов. Это лишь один из инструментов «диагностики». И притом – весьма забавный.

Как работает MozCast: алгоритм работы и представление данных

Общее описание алгоритма работы от самих разработчиков:
Каждый день мы берем ТОП-10 по всей базе запросов (1000 штук) и сравниваем с ТОП-10 вчерашнего дня, рассчитывая два показателя – Дельта100 и Дельта10, которые определяют степень изменения выдачи. Рассчитав Дельту10 по всей базе запросов, мы берем среднее значение и умножаем его на константу (на сегодняшний день – 28.0). Итоговое значение – «температура» на сегодняшний день. Обычно она составляет около 70°F.

Это если вкратце. Желающие могут сразу перейти к разделу «Функции и возможности MozCast», а мы поговорим об этих показателях более подробно. При создании сервиса мы пробовали различные алгоритмы подсчета того, что можно охарактеризовать как «различия в выдаче». И, как нам кажется, нашли действительно удачное решение.

Итак, первый показатель – Дельта100. Для каждых двух дней, за которые берется ТОП-10, он может иметь значение 0-100, которое рассчитывается следующим образом: за каждый сайт начисляется от 0 до 10 баллов (что в итоге и составляет 0-100).

  • если позиция сайта не изменилась – 0 баллов;
  • если позиция изменилась, но сайт остался в пределах ТОП-10 - +|Х| баллов, где Х – разница между вчерашней и сегодняшней позициями*;
  • если сайт выпал из выдачи - +10 баллов.

*Обратите внимание, что берется значение Х по модулю.

Итак, если сайт вчера был на 2, а сегодня на 5 месте – мы добавляем +3 к значению Дельта100. Таким образом Дельта100 рассчитывается для каждого из 1000 ключевых запросов. Чтобы упростить дальнейшие вычисления (расчет стандартного отклонения и среднего абсолютного отклонения) мы берем квадратный корень из Дельта100 и получаем Дельта10 (значение которой находится в диапазоне 0-10). Все температуры и другие отчеты MozCast основаны непосредственно на показателе Дельта10.

«Короче, Склифосовский…»

В общем, MozCast - своеобразный барометр, измеряющий «погоду» в выдаче Гугла. Он обновляется ежедневно и показывает:

  • были ли сильные изменения в выдаче – «бури и дожди» - за последние несколько суток;
  • измеряет, пусть и не слишком точно, удельный вес некоторых факторов ранжирования в общей формуле в течение периода до 90 дней.

В зависимости от изменений в выдаче он покажет «температуру» (в градусах по Фаренгейту) и соответствующий символ:

Символы MozCast

Температура ниже 50°F? Тишь да гладь. Выше 100°F – серьезный «шторм» в выдаче. Даже если ваши сайты он не затронул, постарайтесь ознакомиться с актуальными новостями и мнениями. Может статься, что произошел очередной апдейт Панды/Пингвина или же изменение алгоритма.

Картинки («Солнечно», «Дождь» и т.д.) служат исключительно для наглядности.

Функции и возможности MozCast

Безусловно, вычисление одной только степени изменений выдачи вряд ли даст так уж много – сам по себе это лишь индикатор, не более.

Поэтому разработчики рассчитывают 5 дополнительных метрик, которые показывают корреляцию между определенным фактором ранжирования и выдачей (удельный вес этого фактора, если хотите):

  1. Количество доменов, представленных в выдаче (Domain Diversity). Процентное отношение количества уникальных доменов к общему количеству доменов. Например, если мы берем 2 ТОП-10 (всего – 20 результатов) и в них присутствует лишь 7 различных доменов, параметр Domain Diversity будет равен 7/20 * 100% = 35%. В данном случае, это крайне низкое значение, означающее, что ТОП обоих запросов забит одними и теми же сайтами (например, монстрами типа Википедии). Если продолжать рассуждения и дальше, то скорее всего эти 2 запроса очень «близки» друг к другу. либо крупными сайтами типа Википедии.
  2. Количество сайтов на первой странице (SERP Count). Этот параметр показывает среднее арифметическое количество сайтов на первой странице. По некоторым запросам на первой странице выдачи находится менее 10 сайтов. В частности, с августа прошлого года по некоторым запросам (как правило, это названия брэндов) Гугл выдает лишь 7 сайтов. Попробуйте, например, «Samsung» в Google.com.
  3. Количество доменов с точным вхождением запроса в имя домена. (EMD Influence). Измеряется также в процентах. Внимание! Сюда входят только домены в форме «ключевойзапросбездефисов.com» или «ключевойзапросбездефисов.net». Варианты «ключевой-запрос-без-дефисов.com» и т.п. не учитываются.
  4. Количество доменов с неточным вхождением запроса в имя домена (PMD Influence). Измеряется также в процентах. Например, «ключевой-запрос.com», «купить-ключевой-запрос.com», «купитьключевойзапрос.com».
  5. Большая Десятка (Big 10 Influence). Относительное количество позиций, занимаемых десятью самыми популярными сайтами (Большой Десяткой). Высокий уровень этого показателя означает, что в выдаче доминируют сайты типа Wikipedia.com, Amazon.com, Facebook.com. Список этих сайтов рассчитывается ежедневно, при апдейте MozCast.

Статистику по всем вышеописанным параметрам можно посмотреть за периоды: 30, 60 и 90 дней.

Практическое применение

Посмотрим теперь, чем и как этот сервис может быть полезен обычному оптимизатору. Во-первых, это простой, удобный и забавный индикатор крупных изменений выдачи в Гугле (апдейт Панды, Пингвина, или просто изменение общего алгоритма ранжирования).

Кроме того, собираемая им статистика используется в других проектах SeoMoz.org. Польза от этого не так очевидна, но она есть и существенная. Например, вот исследования, интересные всем тем, кто любит с головой погрузиться в ворох цифр, графиков и таблиц с целью узнать больше о Гугле:

  1. http://www.seomoz.org/blog/mozscape-correlation-analysis-google-algorithm-changes Автора статьи, Мэтта Питерса (Matt Peters) заинтересовало то, что начиная с августа – когда Гугл начал показывать выдачу с 7 результатами (7-SERP) – возросла корреляция «страничных» ссылочных факторов ранжирования с выдачей, а корреляция «доменных» ссылочных - уменьшилась.
    Под «страничными» факторами в данном случае подразумеваются те, которые относятся к конкретной странице: PageRank, количество и качество ссылок на страницу и т.д. Под «доменными» - те, которые относятся к сайту в целом: количество ссылок на сайт в целом, количество ссылающихся сайтов и т.д. Подробнее о разных факторах ранжирования и их «весе» можно прочитать здесь - http://www.seomoz.org/article/search-ranking-factors#metrics-5.
    В ходе исследования, в котором в т.ч. использовались и данные MozCast, выяснилось: ключевые запросы, по которым Гугл выдает 7 сайтов, почти не имеют корреляции с «доменными» факторами, но имеют огромную корреляцию со «страничными». Ключевики, по которым выдается обычная 10-сайтовая выдача, учитывают обе группы факторов. Как и раньше. Ну а дальнейшие подробности вы можете прочитать в самой статье.
  2. Также стоит отметить и другие материалы, посвященные таким факторам как точное и частичное вхождения ключевого запроса в урл домена:
    http://www.seomoz.org/blog/are-exact-match-domains-in-decline
    http://www.seomoz.org/blog/googles-emd-algo-update-early-data

Заключение

И в завершение статьи отметим, что MozCast – далеко не единственный сервис подобного рода. Уже давно существуют http://SERPs.com и http://SERPmetrics.com. По мере усложнения алгоритма ранжирования информативность и сложность подобных сервисов также будет расти. Если вы предпочитаете оптимизировать «на глазок», и считаете, что правила «делать сайты для людей» вполне достаточно, - вряд ли они так уж нужны вам. Но если вы относитесь к «технарям» - начинайте осваивать их уже сейчас.


Добавить комментарий

Пункты, отмеченные *, являются обязательными к заполнению